Проект создан при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант 09-04-12145в.)
МосГУ
Российский гуманитарный научный фонд

Яндекс.Метрика Яндекс цитирования
Bookmark and Share

Новости СМИ

30 июля 2010  |  Культура
30 июля 2010 года исполнилось 95 лет со дня рождения актера театра и кино, народного артиста СССР Ивана Петровича Дмитриева. К этой дате на телеканале «Культура» приурочен показ художественной ленты Льва Данилова и Геннадия Аронова «Матрос сошел на берег». В этом фильме Дмитриев сыграл одну из своих лучших ролей. В эфире — 31 июля в 10:40.

Дмитриев Иван. 95 лет со дня рождения
Иван Дмитриев в фильме
«Матрос сошел на берег»
В СССР актер Иван Дмитриев стал знаменитым после роли старпома в фильме «Полосатый рейс», снятом Владимиром Фетиным в 1961 году. Для города на Неве он был звездой еще до войны: публика знала его по театральным работам. Впоследствии его назовут одним из корифеев Александринского театра, а начинал он свой путь на сцене в городе Грозном. Самый первый сценический опыт доставил трехлетнему Ване большое удовольствие: «Какой это был спектакль и как я попал в него, не знаю. Но отчетливо помню, что должен был бежать через всю сцену и кричать: "Мама, мамочка, я люблю тебя, мамочка". Зрители аплодировали, а за кулисами меня гладили по головке, хвалили и угощали конфетой, женщины зацеловывали. Мне это очень нравилось». Потом он, уже будучи пятиклассником, руководил драмкружком на родине, в Вышнем Волочке. Драмкружку разрешили сыграть на городской сцене, а заработанные деньги помогли осуществить мечту ребят — поездку в Ленинград.

С 1930 по 1933 год Дмитриев работал в Вышневолоцком городском театре актером вспомогательного состава, суфлером, помощником режиссера, бутафором. Он мечтал стать циркачом. Борис Тенин посоветовал ему ехать в Ленинград и дал рекомендательную записку заведующему манежем. Дмитриева взяли униформистом, и тут выяснилось, что к 30 годам артисты цирка уже выходят на пенсию. Ивана это совершенно не устраивало. Случайно он забрел в театральный техникум на Моховой улице и решил поступать. Так он оказался на курсе заслуженной артистки Надежды Комаровской, проучившись до 1937 года. Потом, по окончании учебы, он начал работать в Театре Комедии у Николая Акимова. Вскоре Дмитриеву предложили участвовать в киносъемках, чего Акимов никогда не одобрял, считая, что кино развращает актера. Ивану пришлось делать нелегкий выбор. В итоге съёмки не состоялись, а в Театр Комедии он уже вернуться не мог.

В конце 30-х Дмитриев сыграл несколько небольших ролей в кино. Первой же его серьезной киноролью стал Иван Петрович Павлов в фильме 1949 года «Академик Иван Павлов».

Десять лет, с 1939 по 1948 годы, Иван Дмитриев посвятил служению в Театре Балтийского флота. Под руководством создателя и режиссера этого театра Александра Пергамента и началось его становление как театрального актера. При этом Дмитриев участвовал в Финской кампании, с труппой ТБФ прошел всю Великую Отечественную, защищал Эстонию, Кронштадт, Ленинград. Он был награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, многими медалями. По его собственным словам, выполнял совсем не театральные задания. С войны у Ивана Петровича появилась привычка носить морскую форму и почти не расставаться с тельняшкой.

После войны Дмитриева пригласили работать в Театр Комиссаржевской, отказаться он не мог: ему очень хотелось играть Чехова, Островского, зарубежных классиков. "Ну и не сомневайся, иди, — сказал ему Пергамент, — ты уже вырос из флотского мундира, тебе простор нужен". В этом театре Иван Петрович был ведущим актером. Театральная критика особо отмечала исполнительское мастерство Дмитриева в ролях Свидригайлова из «Преступления и наказания», Остапа Бендера в «Горестной жизни плута», Алексея в «Детях Ванюшина», Паратова в «Бесприданнице», Шуйского в «Царе Федоре Иоанновиче».

Самыми плодотворными в творческой судьбе актера были 50-60-е годы. Исторические картины «Белинский», «Мусоргский», сменялись комедиями «За витриной универмага» и «Полосатый рейс», сделавшим Дмитриева звездой экрана.

В 1973 году он решил, что пора осуществить свою юношескую мечту — играть в Александринском театре. Актер трижды получал приглашение работать в том театре, однако отказывался: считал себя не вправе. Но когда умер Николай Симонов Дмитриева позвали на конкретную роль — Сатина в пьесе Горького «На дне», и актер согласился. С ролью Сатина Иван Петрович блестяще справился, а своей любимой ролью он всегда считал последнюю, которую только что пережил. Он воспринимал труд не как обязанность, а жизнь — как радость.

Мечта Дмитриева осуществилась. В Александринке он прослужил 30 лет. В 2000 году коллеги по цеху наградили Ивана Петровича спецпремией «Золотой софит» «За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру».
Актера  не стало 23 октября 2003 года. Он похоронен в Петербурге, на Литераторских мостках.

 

Последние новости
23 сентября 2018
Предлагаем Вашему вниманию программу и сборник аннотаций докладов XXVII Международной научной конференции «Шекспировские чтения 2018» (Москва, 24–27 сентября 2018 г.).
25 апреля 2018
Приглашаем Вас принять участие в XXVII Международной научной конференции «Шекспировские чтения 2018» (г. Москва, 24–27 сентября 2018 г.). В этом году исполняется 400 лет с момента написания оды «Памяти мастера Уильяма Шекспира» (In Remembrance of Master William Shakespeare) крестником драматурга Уильямом Давенантом (1606–1668). Давенанту было тогда двенадцать лет, а со смерти Шекспира минуло два года, но любовь, выраженная в его стихах, породила непреходящее преклонение перед памятью Барда. Впоследствии Давенант сам стал известным драматургом — автором адаптаций шекспировских пьес «Мера за меру» и «Много шума из ничего», «Два знатных родича», «Буря», «Гамлет» и «Юлий Цезарь», автором либретто оперы «Макбет». Он получил звание поэта-лауреата и был возведен в рыцари, став «сэром Уильямом», чем «превзошел» успехи «мастера Шекспира». Однако, пожалуй, самым интересным, что связывает его с великим предшественником, стала легенда о том, что именно Шекспир был его родным отцом. Сам ли Давенант придумал эту историю, злые ли языки оговорили его родителей, но факт ее появления свидетельствует о раннем проявлении шекспировского мифа, напрямую связанного с возникновением «культа» писателя и дальнейшей эволюцией его литературной репутации.
8 февраля 2018
В 2018 г. исполняется 425 лет со дня смерти одного из самых ярких драматургов английского Возрождения, ровесника, соперника, и, как считают некоторые современные ученые, — соавтора Шекспира в работе над «Генрихом VI» — Кристофера Марло. Его творчество давно заняло особое место не только в английской, но и в других культурах мира, включая русскую, где интерес к личности и трудам английского драматурга возник почти 200 лет назад. Тем не менее, отдельных конференций, посвященных ему, в России пока еще не проводили. Заполнить этот пробел призвана конференция «Кристофер Марло и его творчество в русской и мировой культуре: междисциплинарный взгляд» (22–23 июня 2018 г.).