Проект создан при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант 09-04-12145в.)
МосГУ
Российский гуманитарный научный фонд

Яндекс.Метрика Яндекс цитирования
Bookmark and Share

Новости партнеров

Государственный Русский музей и Фонд наследия художника А. Д. Тихомирова представляют ретроспективную выставку «Александр Тихомиров. Живопись. Графика», посвященную 95-летию со дня рождения мастера. Экспозиция открывается 24 марта 2011 г. в залах Мраморного дворца. В ее состав вошло около 50 произведений всех периодов творчества художника, — от реализма до неоклассики, — отражающих многогранность таланта, богатство образного мира и широту стилистического диапазона его творчества.

Ретроспективная выставка «Александр Тихомиров. Живопись. Графика»Александр Дмитриевич Тихомиров (1916–1995) родился в Баку. Закончил Бакинское художественное училище, где занимался в мастерской И. Г. Рыженко (в прошлом ученика И. Е. Репина). В последние годы Великой Отечественной войны, будучи освобожден от мобилизации из-за слепоты одного глаза, он учился в МХИ им. Сурикова у А. А. Осмеркина, — талантливого педагога, бывшего участника группы «Бубновый валет». Тихомиров вдумчиво изучал и переосмысливал творчество мастеров Возрождения, импрессионистов и постимпрессионистов, фовистов. Молодой художник пробовал свои силы в новых для себя стилях и был предсказуемо отчислен из института за проявление формалистических тенденций в живописи.

В 1949–1976 гг. А. Д. Тихомиров работал в Московском Комбинате монументально-декоративного искусства (КМДИ) над созданием портретов Ленина и руководителей партии для праздничного оформления зданий и улиц Москвы. В историю официального советского искусства 1950–1970-х гг. он вошел как автор ленинианы и самого большого портрета Ленина в мире (42 × 22 м).

Мало кто знал, что в свободное от выполнения официальных заказов время Тихомиров, не примыкавший к каким-либо неофициальным художественным течениям, создавал картины на библейские сюжеты, на темы сказочного Востока, театра и цирка. Он вдохновлялся воспоминаниями о жизни в Баку, драмами Шекспира, фильмами Феллини, симфонической музыкой. Художника манили глубины человеческой души и вечные вопросы бытия. Тоска по большому содержанию не находила удовлетворения в дежурном тематизме социалистического реализма и в «суровом» гражданственном пафосе шестидесятников. Насущными для Тихомирова были книги книг и песни песен. Работая «в стол», без надежды на встречу с широкой публикой, он создал собственный мифо-поэтический мир, в котором образно и страстно переживал невозможность однозначных ответов и исчерпывающих формул: что есть правда, любовь, свобода.

«Клоун с шарами» (1985). Холст, масло
«Клоун с шарами» (1985). Холст, масло
Любимые персонажи художника: актеры, клоуны, циркачи. Прячась за масками и гримом, под звон шутовских бубенцов, они обретают свободу высказывания и поведения, получают защиту для своего сокровенного «я». Но они же вынуждены глубоко переживать горечь одиночества, отверженность. Это — роль с двойным дном. Ее исполнитель оплатил гордость свободы горечью одиночества.

Переживание одиночества и несвободы сформировали образность и пластику другой линии творчества Тихомирова. Заглавия произведений: «Идущий», «Магдалина», «Тоска», «Странник», «Изгнание из рая», — открывают протяженные ряды смыслов и ассоциаций. Эти работы позволяют распознать в личности и даровании Тихомирова символиста, трагически разминувшегося со временем расцвета этого явления.

Александр Тихомиров был художником-интеллектуалом, знатоком искусства России и Запада. В его произведениях творчески переплавлены уроки старых мастеров, художников эпохи модерна, экспрессионистов, Павла Филонова. Яркая индивидуальность позволила мастеру создать собственный, неизменно узнаваемый стиль, отмеченный особой пластической взволнованностью, взрывчатой эмоциональностью. Тихомиров писал масштабные полотна, но и в малом формате, используя разнообразные графические средства, он творил свободно, артистично, без потери содержания.

Не удивительно, что в советское время картины, работу над которыми художник считал главным делом своей жизни, не были известны широкой аудитории. Однажды уже изгнанный за инакомыслие, он предпочел не вмешиваться в художественные баталии «времени перемен». Отказавшись от борьбы, он сохранил творческую свободу. Впервые его произведения экспонировались только в 1987 г. В последние годы в Москве состоялось несколько персональных выставок его работ, открывших искусство мастера широкой аудитории.

Выставка продлится до 16 мая 2011 г.

Место проведения выставки: Русский музей, Мраморный дворец
Адрес: Санкт-Петербург, ул. Миллионная, 5/1
 
Генеральный партнер выставки: Банк HSBC
Партнеры: Банк Москвы, Росбанк

Фонд наследия художника А. Д. Тихомирова
www.soviet-michelangelo.com
Последние новости
23 сентября 2018
Предлагаем Вашему вниманию программу и сборник аннотаций докладов XXVII Международной научной конференции «Шекспировские чтения 2018» (Москва, 24–27 сентября 2018 г.).
25 апреля 2018
Приглашаем Вас принять участие в XXVII Международной научной конференции «Шекспировские чтения 2018» (г. Москва, 24–27 сентября 2018 г.). В этом году исполняется 400 лет с момента написания оды «Памяти мастера Уильяма Шекспира» (In Remembrance of Master William Shakespeare) крестником драматурга Уильямом Давенантом (1606–1668). Давенанту было тогда двенадцать лет, а со смерти Шекспира минуло два года, но любовь, выраженная в его стихах, породила непреходящее преклонение перед памятью Барда. Впоследствии Давенант сам стал известным драматургом — автором адаптаций шекспировских пьес «Мера за меру» и «Много шума из ничего», «Два знатных родича», «Буря», «Гамлет» и «Юлий Цезарь», автором либретто оперы «Макбет». Он получил звание поэта-лауреата и был возведен в рыцари, став «сэром Уильямом», чем «превзошел» успехи «мастера Шекспира». Однако, пожалуй, самым интересным, что связывает его с великим предшественником, стала легенда о том, что именно Шекспир был его родным отцом. Сам ли Давенант придумал эту историю, злые ли языки оговорили его родителей, но факт ее появления свидетельствует о раннем проявлении шекспировского мифа, напрямую связанного с возникновением «культа» писателя и дальнейшей эволюцией его литературной репутации.
8 февраля 2018
В 2018 г. исполняется 425 лет со дня смерти одного из самых ярких драматургов английского Возрождения, ровесника, соперника, и, как считают некоторые современные ученые, — соавтора Шекспира в работе над «Генрихом VI» — Кристофера Марло. Его творчество давно заняло особое место не только в английской, но и в других культурах мира, включая русскую, где интерес к личности и трудам английского драматурга возник почти 200 лет назад. Тем не менее, отдельных конференций, посвященных ему, в России пока еще не проводили. Заполнить этот пробел призвана конференция «Кристофер Марло и его творчество в русской и мировой культуре: междисциплинарный взгляд» (22–23 июня 2018 г.).