Проект создан при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант 09-04-12145в.)
Российский гуманитарный научный фонд
МосГУ

Яндекс.Метрика Яндекс цитирования
Bookmark and Share

Новости партнеров

Российская академия наук

31 октября 2015 г. в Санкт-Петербургском институте внешнеэкономических связей, экономики и права состоялось третье заседание Международного научного семинара «Шекспир в междисциплинарных гуманитарных исследованиях» (International Scientific Seminar “Shakespeare in Interdisciplinary Humanities Research”). На этот раз семинар был посвящен теме «Шекспир и история».

Организаторами семинара, прошедшего в Синем зале исторического Литейного дома княгини Юсуповой (объект культурного наследия РФ), выступили Институт фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета (ИФПИ МосГУ), Шекспировская комиссия при Научном совете «История мировой культуры» Российской академии наук, Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права. Семинар проводился при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 15-04-14085г).

Открыл заседание директор Центра теории и истории культуры ИФПИ МосГУ, ученый секретарь Шекспировской комиссии РАН, доктор философии (PhD) Николай Владимирович Захаров, который охарактеризовал цели и задачи международного научного семинара и прошедшие ранее заседания. Он подчеркнул значение междисциплинарных исследований личности и творчества Шекспира в контексте его времени и последующих эпох, когда сформировался культ этого литературного гения и его образы вошли в число мировых культурных констант. Третье заседание семинара было приурочено к 600-летнему юбилею битвы при Азенкуре 25 октября 1415 г. между французскими и английскими войсками. Это событие отражено в исторической хронике Шекспира «Генрих V», которой был посвящен основной доклад на семинаре.

Николай Владимирович Захаров

Николай Владимирович Захаров

Третье заседание Международного научного семинара «Шекспир в междисциплинарных гуманитарных исследованиях»

С приветственным словом выступил директор ИФПИ МосГУ доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Валерий Андреевич Луков, который представил проект «Виртуальная шекспиросфера: трансформации шекспировского мифа в современной культуре» (грант № 14-03-00552а, РГНФ) и «Шекспировские штудии» на страницах научного журнала «Знание. Понимание. Умение». От Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права участников семинара поприветствовала старший преподаватель кафедры лингвистики и перевода кафедры Эмилия Владимировна Бушуева.

Валерий Андреевич Луков

Валерий Андреевич Луков

Эмилия Владимировна Бушуева

Эмилия Владимировна Бушуева


Третье заседание Международного научного семинара «Шекспир в междисциплинарных гуманитарных исследованиях»

С докладом «Шекспир и формирование мифа английской королевской власти: “Генрих V”» выступил доцент Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, кандидат исторических наук Виктор Александрович Ковалев. Он представил свои исследования об исторических мифах, связанных с деятельностью Генриха V и нашедших отражение в творчестве Шекспира (миф о его преображении из принца Хела в короля Генриха, миф о его скромности и т. д.). Эти сюжеты многим обязаны античным текстам (жизнеописание Тита у Светония), а также сочинениям авторов XV–XVI веков (Полидор Вергилий, Холиншед). Особое внимание докладчик уделил церемониальной процессии Генриха V в честь победы при Азенкуре, в которой король метафорически преображался в «Земного Христа, а затем и в Христа Апокалиптического». Форма такой процессии, как отметил докладчик, претерпела очень мало изменений после того, как католическую обрядность сменила англиканская. Это подчеркивает преемственность монархического мифа — от того, который описывал Шекспир, к тому, который он мог сам наблюдать.

Виктор Александрович Ковалев

Виктор Александрович Ковалев

Ответ оппонировавшей докладчику (как это предусматривает принятая процедура организации данного семинара) искусствоведа интернет-портала «Музеи России» Елизаветы Евгеньевны Крыловой строился на том, что монолога короля Генриха V «Все, все — на короля!» (IV, 1), который оказался в центре внимания докладчика, не было в пиратских кварто, впервые он вошел в хронику только при издании Первого фолио 1623 года. Возможно, он был дописан драматургом значительно позже создания основного текста хроники.

Елизавета Евгеньевна Крылова

Елизавета Евгеньевна Крылова

Вокруг ряда положений доклада развернулась оживленная дискуссия, в которой были представлены аргументы, опирающиеся на данные исторических, филологических, культурологических, театроведческих, культурфилософских, социологических и других исследований.

Третье заседание Международного научного семинара «Шекспир в междисциплинарных гуманитарных исследованиях»

Доцент МосГУ, докторант Российского государственного гуманитарного университета И. И. Лисович указала на неоднозначность метафорического прочтения короля как Христа с точки зрения христианской догматики. Драматург, сценарист, шекспировед С. Д. Радлов предложил рассматривать проблему монархического мифа в шекспировском тексте как более сложную и неоднозначную, требующую учитывать, что Шекспир мог относиться к своему персонажу и критически (в сцене с приказом убить пленных). Доцент кафедры германской филологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета В. С. Макаров напомнил, что «Генриха V» в последние десятилетия часто рассматривают как завершающую пьесу «второй тетралогии», а значит, миф короля и его двух тел в ней нужно рассматривать в связи с другими историческими хрониками Шекспира, прежде всего с «Ричардом II», которым открывается «вторая тетралогия». Доцент МосГУ режиссер, переводчик В. Р. Поплавский предложил посвятить один из будущих семинаров проблеме «Шекспир и власть», которая объединяет шекспировские хроники и трагедии.

Третье заседание Международного научного семинара «Шекспир в междисциплинарных гуманитарных исследованиях» 

Третье заседание Международного научного семинара «Шекспир в междисциплинарных гуманитарных исследованиях» 

Сергей Дмитриевич Радлов

Сергей Дмитриевич Радлов

Третье заседание Международного научного семинара «Шекспир в междисциплинарных гуманитарных исследованиях» 

Третье заседание Международного научного семинара «Шекспир в междисциплинарных гуманитарных исследованиях» 

Третье заседание Международного научного семинара «Шекспир в междисциплинарных гуманитарных исследованиях» 

Владимир Сергеевич Макаров

Владимир Сергеевич Макаров

Виталий Романович Поплавский

Виталий Романович Поплавский

В заседании также приняли участие шекспироведы, культурологи, лингвисты, специалисты по философии и социологии культуры, деятели образования: А. Н. Баранов, Б. Н. Гайдин, Ани Мартиросян, Е. А. ШустоваР. И. Гурин, а также студенты-международники Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права.

После завершения семинара Н. В. Захаров передал в дар библиотеке кафедры лингвистики и перевода Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права книги ректора Московского гуманитарного университета Игоря Михайловича Ильинского «Живу и помню» и «Великая Отечественная: Правда против мифов», несколько номеров научного журнала МосГУ «Знание. Понимание. Умение» со статьями на шекспировскую тематику, а также сборник научных статей «Шекспировские чтения 2010».

Третье заседание Международного научного семинара «Шекспир в междисциплинарных гуманитарных исследованиях»

Третье заседание Международного научного семинара «Шекспир в междисциплинарных гуманитарных исследованиях»

В Интернете размещена видеозапись заседания. Семинар «Шекспир в междисциплинарных гуманитарных исследованиях» проводится при поддержке РГНФ (грант № 15-04-14085г).


С. В. Луков

Доклад В. А. Ковалева



Ответ респондента Е. Е. Крыловой



Дискуссия


Фото и видео Б. Н. Гайдина, Н. В. Захарова, С. В. Лукова


См. также:

Последние новости
25 апреля 2018
Приглашаем Вас принять участие в XXVII Международной научной конференции «Шекспировские чтения 2018» (г. Москва, 24–27 сентября 2018 г.). В этом году исполняется 400 лет с момента написания «Оды памяти мистера Уильяма Шекспира» (Ode in Remembrance of Shakespeare) крестником драматурга Уильямом Давенантом (1606–1668). Давенанту было тогда двенадцать лет, а со смерти Шекспира минуло два года, но любовь, выраженная в его стихах, породила непреходящее преклонение перед памятью Барда. Впоследствии Давенант сам стал известным драматургом — автором адаптаций шекспировских пьес «Мера за меру» и «Много шума из ничего», «Два знатных родича», «Буря», «Гамлет» и «Юлий Цезарь», автором либретто оперы «Макбет». Его избрали поэтом-лауреатом, как и крестного, наградили рыцарским званием — «сэром Уильямом», но, пожалуй, самое уникальное, что связывало его с великим драматургом, — легенда о том, что именно Шекспир был его родным отцом. Сам ли Давенант придумал эту историю, злые ли языки оговорили его родителей, но факт ее появления свидетельствует о раннем проявлении шекспировского мифа, напрямую связанного с возникновением «культа» писателя и дальнейшей эволюцией его литературной репутации.
8 февраля 2018
В 2018 г. исполняется 425 лет со дня смерти одного из самых ярких драматургов английского Возрождения, ровесника, соперника, и, как считают некоторые современные ученые, — соавтора Шекспира в работе над «Генрихом VI» — Кристофера Марло. Его творчество давно заняло особое место не только в английской, но и в других культурах мира, включая русскую, где интерес к личности и трудам английского драматурга возник почти 200 лет назад. Тем не менее, отдельных конференций, посвященных ему, в России пока еще не проводили. Заполнить этот пробел призвана конференция «Кристофер Марло и его творчество в русской и мировой культуре: междисциплинарный взгляд» (22–23 июня 2018 г.).
27 января 2018
15 февраля — 30 апреля 2018 г. в Москве будет проходить цикл программ Второго международного музыкального проекта OPUS UNIVERSUM «Обретение Времени», который представляет собой сочетание камерных концертов и программ, синтезирующих музыкальное искусство и искусство драматического театра, но оставляющих музыке ведущую роль в этом союзе. Цикл «Обретение Времени» — это диалог со слушателем о философии жизни, красоте души, силе человеческого духа, глубине и хрупкости человеческих чувств; это беседа через искусство — поистине прекрасный способ искреннего, доверительного диалога с внешним миром.