Проект создан при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант 09-04-12145в.)
Российский гуманитарный научный фонд
МосГУ

Яндекс.Метрика Яндекс цитирования
Bookmark and Share

Статьи

ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). Институт русской литературы Академии наук СССР приступает к изданию первого полного академического собрания сочинений великого русского критика, революционного демократа Виссариона Григорьевича Белинского.

Как известно, из богатого литературного наследия Белинского при его жизни были выпущены отдельными изданиями лишь «Грамматика», статья о Полевом и «Стихотворения Кольцова». В период «цензурного террора», то-есть с момента смерти Белинского и до конца царствования Николая I, даже имя критика находилось под запретом. Только в 1859–1862 гг. вышли в свет «Сочинения Белинского» в 12 частях, подготовленные его друзьями. Следующее издание, предпринятое С. Венгеровым уже в 1898 году, было закончено спустя 50 лет — в 1948 году.

Академическое собрание сочинений Белинского будет состоять из 12 томов, причем два заключительных займут письма.

— Общеизвестно, — сказал в беседе с нашим[1] корреспондентом редактор издания профессор В. Спиридонов, — что подавляющее большинство трудов гениального критика печаталось анонимно. Это объясняется тем, что А. Краевский, редактор «Отечественных записок», где обычно печатался критик, требовал от сотрудников журнала, чтобы они не подписывали своих статей.

Из 1.157 сочинений Белинского, входивших в предшествующие издания, только 108 были подписные, остальные печатались под инициалами и псевдонимами. Четыре раза великий критик ставил под своими статьями инициал «Б», 37 раз – «В.Г.», 41 раз – «он инский» (окончания имени и фамилии). В двух случаях Белинский прибег к псевдонимам. Памфлет «Педант» на профессора Московского университета С. Шевырева он подписал «Петр Бульдогов», а театральное обозрение — «Московский наблюдатель».

На протяжении почти целого столетия исследователи творчества Белинского занимаются установлением его авторства в отношении множества статей, рецензий, заметок и театральных обозрений, рассеянных по страницам журналов и газет.

В новое издание включается не менее двухсот работ Белинского, выявленных в советское время. Значительное число статей найдено за последний год, например, резко полемическая статья о работе Н. Греча «Учебная книга русской словесности». В то же время в академическое издание не войдет ряд рецензий, которые ранее ошибочно приписывались Белинскому.

Все издание рассчитано на два года. В начале текущего года сдаются в печать первый и седьмой томы. В первый вошли произведения Белинского за 1834–1835 гг. и в виде приложения его художественные опыты — драмы «Дмитрий Калинин» и «Пятидесятилетний дядюшка», стихотворение «Русская быль». Седьмой том содержит все одиннадцать знаменитых статей о Пушкине, а также статьи и рецензии второй половины 1843 года.



[1] Исправленная опечатка. В тексте «... с вашим».

Последние новости
25 апреля 2018
Приглашаем Вас принять участие в XXVII Международной научной конференции «Шекспировские чтения 2018» (г. Москва, 24–27 сентября 2018 г.). В этом году исполняется 400 лет с момента написания «Оды памяти мистера Уильяма Шекспира» (Ode in Remembrance of Shakespeare) крестником драматурга Уильямом Давенантом (1606–1668). Давенанту было тогда двенадцать лет, а со смерти Шекспира минуло два года, но любовь, выраженная в его стихах, породила непреходящее преклонение перед памятью Барда. Впоследствии Давенант сам стал известным драматургом — автором адаптаций шекспировских пьес «Мера за меру» и «Много шума из ничего», «Два знатных родича», «Буря», «Гамлет» и «Юлий Цезарь», автором либретто оперы «Макбет». Его избрали поэтом-лауреатом, как и крестного, наградили рыцарским званием — «сэром Уильямом», но, пожалуй, самое уникальное, что связывало его с великим драматургом, — легенда о том, что именно Шекспир был его родным отцом. Сам ли Давенант придумал эту историю, злые ли языки оговорили его родителей, но факт ее появления свидетельствует о раннем проявлении шекспировского мифа, напрямую связанного с возникновением «культа» писателя и дальнейшей эволюцией его литературной репутации.
8 февраля 2018
В 2018 г. исполняется 425 лет со дня смерти одного из самых ярких драматургов английского Возрождения, ровесника, соперника, и, как считают некоторые современные ученые, — соавтора Шекспира в работе над «Генрихом VI» — Кристофера Марло. Его творчество давно заняло особое место не только в английской, но и в других культурах мира, включая русскую, где интерес к личности и трудам английского драматурга возник почти 200 лет назад. Тем не менее, отдельных конференций, посвященных ему, в России пока еще не проводили. Заполнить этот пробел призвана конференция «Кристофер Марло и его творчество в русской и мировой культуре: междисциплинарный взгляд» (22–23 июня 2018 г.).
27 января 2018
15 февраля — 30 апреля 2018 г. в Москве будет проходить цикл программ Второго международного музыкального проекта OPUS UNIVERSUM «Обретение Времени», который представляет собой сочетание камерных концертов и программ, синтезирующих музыкальное искусство и искусство драматического театра, но оставляющих музыке ведущую роль в этом союзе. Цикл «Обретение Времени» — это диалог со слушателем о философии жизни, красоте души, силе человеческого духа, глубине и хрупкости человеческих чувств; это беседа через искусство — поистине прекрасный способ искреннего, доверительного диалога с внешним миром.