Проект создан при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант 09-04-12145в.)
Российский гуманитарный научный фонд

Яндекс.Метрика Яндекс цитирования
Bookmark and Share

Статьи

ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). Институт русской литературы Академии наук СССР приступает к изданию первого полного академического собрания сочинений великого русского критика, революционного демократа Виссариона Григорьевича Белинского.

Как известно, из богатого литературного наследия Белинского при его жизни были выпущены отдельными изданиями лишь «Грамматика», статья о Полевом и «Стихотворения Кольцова». В период «цензурного террора», то-есть с момента смерти Белинского и до конца царствования Николая I, даже имя критика находилось под запретом. Только в 1859–1862 гг. вышли в свет «Сочинения Белинского» в 12 частях, подготовленные его друзьями. Следующее издание, предпринятое С. Венгеровым уже в 1898 году, было закончено спустя 50 лет — в 1948 году.

Академическое собрание сочинений Белинского будет состоять из 12 томов, причем два заключительных займут письма.

— Общеизвестно, — сказал в беседе с нашим[1] корреспондентом редактор издания профессор В. Спиридонов, — что подавляющее большинство трудов гениального критика печаталось анонимно. Это объясняется тем, что А. Краевский, редактор «Отечественных записок», где обычно печатался критик, требовал от сотрудников журнала, чтобы они не подписывали своих статей.

Из 1.157 сочинений Белинского, входивших в предшествующие издания, только 108 были подписные, остальные печатались под инициалами и псевдонимами. Четыре раза великий критик ставил под своими статьями инициал «Б», 37 раз – «В.Г.», 41 раз – «он инский» (окончания имени и фамилии). В двух случаях Белинский прибег к псевдонимам. Памфлет «Педант» на профессора Московского университета С. Шевырева он подписал «Петр Бульдогов», а театральное обозрение — «Московский наблюдатель».

На протяжении почти целого столетия исследователи творчества Белинского занимаются установлением его авторства в отношении множества статей, рецензий, заметок и театральных обозрений, рассеянных по страницам журналов и газет.

В новое издание включается не менее двухсот работ Белинского, выявленных в советское время. Значительное число статей найдено за последний год, например, резко полемическая статья о работе Н. Греча «Учебная книга русской словесности». В то же время в академическое издание не войдет ряд рецензий, которые ранее ошибочно приписывались Белинскому.

Все издание рассчитано на два года. В начале текущего года сдаются в печать первый и седьмой томы. В первый вошли произведения Белинского за 1834–1835 гг. и в виде приложения его художественные опыты — драмы «Дмитрий Калинин» и «Пятидесятилетний дядюшка», стихотворение «Русская быль». Седьмой том содержит все одиннадцать знаменитых статей о Пушкине, а также статьи и рецензии второй половины 1843 года.



[1] Исправленная опечатка. В тексте «... с вашим».

Последние новости
29 декабря 2019
В 2020 году исполняется 180 лет со дня рождения П. И. Чайковского. Новый концертный цикл пианистки Елены Тарасовой приурочен к этой юбилейной дате. Три монографических программы в Музее-квартире Александра Гольденвейзера (Москва) и три концертных вечера в Доме литераторов (Таруса) посвящены фортепианному наследию Петра Ильича. В этих программах Елена выступает не только как артист; она рассказывает о Чайковском, чертах его личности, имеющих прямое отношение к тайне творчества, исследует историю его бессмертия.
24 мая 2019
В июне 2019 года Международный музыкальный проект OPUS UNIVERSUM впервые представит цикл программ в Тарусе (3–15 июня). Программы пройдут в зале Дома литераторов. В рамках заключительного концерта Летней ассамблеи, где артисты проекта предстанут в сотворчестве с Камерным оркестром Тарусы под управлением Ивана Великанова, состоится мировая премьера сочинения, написанного специально для тарусской ассамблеи.
17 апреля 2019
19 апреля 2019 г. в 19:00 в музее-квартире Александра Гольденвейзера (Тверская, д. 17, кв. 110) состоится концерт-презентация альбома «Звуковые иллюзии. Коллаж» пианистки Елены Тарасовой.