Проект создан при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант 09-04-12145в.)
МосГУ
Российский гуманитарный научный фонд

Яндекс.Метрика Яндекс цитирования
Bookmark and Share

Новости партнеров

Государственный центральный музей современной истории России и Фонд наследия художника А. Д. Тихомирова 3–12 декабря 2010 г. представляют ретроспективную выставку «Александр Тихомиров: “Не иду дорогой всех…”», приуроченную к 95-летию со дня рождения мастера.

Выставка «Александр Тихомиров: “Не иду дорогой всех…”»Александр Дмитриевич Тихомиров (1916–1995) родился в Баку. В Бакинском художественном училище занимался в мастерской И. Г. Рыженко (в прошлом ученик И. Е. Репина), в МХИ им. Сурикова учился у А. А. Осмеркина, участника «Бубнового валета».

Получив крепкую реалистическую основу, Тихомиров изучал и переосмысливал творчество мастеров эпохи Возрождения, импрессионистов и постимпрессионистов, фовистов. Его путь в искусстве — постоянный поиск новых возможностей изображения формы и пространства, эксперименты с композицией, цветом, фактурой полотна. Результат — неповторимый, всегда узнаваемый стиль.

Для его произведений характерны сложность композиции, оригинальное решение пластических задач, широкий цветовой диапазон. Р. Р. Фальк, оценивая импрессионистические работы Тихомирова, говорил, что художник обладает «французским глазом» в живописи. Известный московский искусствовед В. Н. Москвинов называл его «советским Микеланджело», отмечая не только прекрасное знание художником пластики человеческого тела, но и масштабность творчества.

За «формалистические проявления» в живописи Тихомиров был отчислен из Суриковского института, и в 1949–1976 гг. работал в Московском Комбинате монументально-декоративного искусства: писал портреты Ленина для праздничного оформления Государственной Библиотеки им. В. И. Ленина, улиц столицы во время проведения празднеств. Для размещения на фасаде здания МИД создал самый большой портрет Ленина в мире (42 × 22 м).

Но главной для Тихомирова всю жизнь была работа над произведениями, тематика и манера исполнения которых шли вразрез с требованиями соцреализма и представлениями о современном искусстве. Художника волновали вечные проблемы бытия и предназначения человека, его духовный мир, глубины подсознания. Он обращался к библейским сюжетам, темам Востока, театра и цирка. В его работах глубокий философский подтекст, психологичность образов сочетаются с мощной энергией и внутренней динамикой. Эти картины не экспонировались в течение десятилетий, первая выставка состоялась только в 987 .

Человек энциклопедических познаний в области истории живописи, Тихомиров прекрасно знал классическую музыку, интересовался театром, кинематографом. На создание многих работ его вдохновляли любимые им музыкальные произведения, драмы У. експира, фильмы Ф. Феллини.

Считая самым важным для художника постоянный труд и творческий поиск, Тихомиров был одним из тех, кто самостоятельно искал свой путь в искусстве. Он говорил о себе: «Не иду дорогой всех, а стремлюсь эту дорогу обойти». Среди его друзей были художники С. Адливанкин, А. Лабас, Е. Симкин, И. Дризе, Б. Отаров, А. Глускин, Б. Пинхасович, И. Ильин.

В последние годы состоялись персональные выставки его работ, заново открывшие зрителям искусство мастера. На выставке «Александр Тихомиров: “Не иду дорогой всех…”»экспонируются лучшие произведения художника — от реализма до неоклассики, отражающие многогранность его таланта и высокое мастерство исполнения. Впервые аудитории будут представлены реалистические и импрессионистические работы А. Д. Тихомирова, а также материалы из его семейного архива.
 
Екатерина Гоголева
 
Место проведения выставки: Государственный центральный музей современной истории России

Адрес музея
: ул. Тверская, 21

Время проведения выставки
: 3–12 декабря 2010 г.

Организаторы выставки
: Фонд наследия художника А. Д. Тихомирова

Кураторы
: И. Урицкая, Е. Гоголева

www.soviet-michelangelo.com
Последние новости
25 апреля 2018
Приглашаем Вас принять участие в XXVII Международной научной конференции «Шекспировские чтения 2018» (г. Москва, 24–27 сентября 2018 г.). В этом году исполняется 400 лет с момента написания «Оды памяти мистера Уильяма Шекспира» (Ode in Remembrance of Shakespeare) крестником драматурга Уильямом Давенантом (1606–1668). Давенанту было тогда двенадцать лет, а со смерти Шекспира минуло два года, но любовь, выраженная в его стихах, породила непреходящее преклонение перед памятью Барда. Впоследствии Давенант сам стал известным драматургом — автором адаптаций шекспировских пьес «Мера за меру» и «Много шума из ничего», «Два знатных родича», «Буря», «Гамлет» и «Юлий Цезарь», автором либретто оперы «Макбет». Его избрали поэтом-лауреатом, как и крестного, наградили рыцарским званием — «сэром Уильямом», но, пожалуй, самое уникальное, что связывало его с великим драматургом, — легенда о том, что именно Шекспир был его родным отцом. Сам ли Давенант придумал эту историю, злые ли языки оговорили его родителей, но факт ее появления свидетельствует о раннем проявлении шекспировского мифа, напрямую связанного с возникновением «культа» писателя и дальнейшей эволюцией его литературной репутации.
8 февраля 2018
В 2018 г. исполняется 425 лет со дня смерти одного из самых ярких драматургов английского Возрождения, ровесника, соперника, и, как считают некоторые современные ученые, — соавтора Шекспира в работе над «Генрихом VI» — Кристофера Марло. Его творчество давно заняло особое место не только в английской, но и в других культурах мира, включая русскую, где интерес к личности и трудам английского драматурга возник почти 200 лет назад. Тем не менее, отдельных конференций, посвященных ему, в России пока еще не проводили. Заполнить этот пробел призвана конференция «Кристофер Марло и его творчество в русской и мировой культуре: междисциплинарный взгляд» (22–23 июня 2018 г.).
27 января 2018
15 февраля — 30 апреля 2018 г. в Москве будет проходить цикл программ Второго международного музыкального проекта OPUS UNIVERSUM «Обретение Времени», который представляет собой сочетание камерных концертов и программ, синтезирующих музыкальное искусство и искусство драматического театра, но оставляющих музыке ведущую роль в этом союзе. Цикл «Обретение Времени» — это диалог со слушателем о философии жизни, красоте души, силе человеческого духа, глубине и хрупкости человеческих чувств; это беседа через искусство — поистине прекрасный способ искреннего, доверительного диалога с внешним миром.